Суть обучения математике в духе конструктивизма —
показать, что мы можем решать задачи, используя уже известную информацию
и, при необходимости, прибегнув к некоторой помощи со стороны. По сути,
мы учимся математике, создавая ее.
Да, полученные нами знания не будут открытием
мирового масштаба, но действовать при этом мы будем точно так же, как и
профессиональные математики. И уж конечно, мы заслуживаем того, чтобы
чувствовать себя такими же счастливыми, как они.
Но хотя каждый человек способен создавать математику,
сложность заключается в необходимости быть внимательным. Учиться
означает искать ответы, но чтобы искать ответы, нужны вопросы. Кто
задает математические вопросы о том, что видит, слышит, делает или
ощущает? Почти никто — в этом и заключается разница между математиками и
всеми остальными. Однако постигнуть мир без помощи математики нельзя.
Когда мы смотрим на него математическим взглядом, когда мы задаем
вопросы и находим на них ответы, мы тоже учимся.
Нельзя определить, что происходит в мозгу в тот
момент, когда в нем зарождается новая идея. Момент, когда мы испытываем
счастливое озарение, всегда приходит неожиданно. Мы можем как-то
повлиять лишь на два оставшихся этапа решения задачи.
Проверка полученного решения — достаточно рутинный
процесс, в ходе которого мы подтверждаем, что результат, найденный в
момент озарения, является правильным и удовлетворяет рассматриваемой
задаче. Именно на этом этапе важнейшую роль играет логика: она позволяет
с уверенностью сказать, что посетившее нас озарение привело к
правильному решению.
Этап решения задачи, которому мы можем научиться, —
это этап подготовки. В это время мы работаем осознанно и начинаем с
формулировки и понимания сути проблемы. В идеале именно на этом этапе мы
готовим почву для последующего озарения. Наш труд должен быть
достаточно плодотворным, чтобы по прошествии некоторого времени
состоялся акт творения. Но как именно нужно работать? Как подготовить
почву для озарения? |